Анна Батурина,
АБ «Семёнов и партнёры»

 С 01 января 2017 года значительно увеличены размеры штрафов юридических и физических лиц-предпринимателей, которые используют наемный труд. Примечательно, что статья 41 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает административные санкции, а статья 256 Кодекса законов о труде – финансовые, дублируя при этом диспозицию правонарушения.
Органы Государственной службы Украины по вопросам труда, выявив нарушения законодательства о труде, предусмотренные данными статьями, составляют протоколы одновременно по обеим статьям и взыскивают сразу два штрафа, обосновывая разными видами ответственности.
Данный факт вызывал неоднозначное мнение у правоприменителей о возможности дважды привлекать к ответственности за одно и тоже правонарушение, в нарушение статьи 61 Конституции Украины.
6 февраля 2017 года Николаевским окружным административным судом вынесено Постановление, которым признано незаконным подобное двойное наказание и отменено Постановление управление гоструда в Николаевской области о наложении штрафа. (http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/64653117)
Судебное решение обосновано ст. 61 Конституции Украины и ст.4 Протокола №7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. «Никто не может быть повторно привлечен к суду или наказан в уголовном порядке в рамках юрисдикции одного и того же государства за преступление, за которое уже был оправдан или осужден в соответствии с закона и уголовной процедуры этого государства.»
Необходимо отметить, что в соответствии с практикой ЕСПЧ («Надточий против Украины», «Озтюрк против ФРГ», «Энгель и другие против Нидерландов» «Равнсборг против Швеции», «Путц против Австрии» и др.), гарантии прав человека, предусмотренные Конвенцией по уголовному производству, распространяются в том числе и на другое публичное преследование лица, если такое преследование возможно определить уголовно уголовно-правовым по национальному праву; кругом адресатов и правовыми последствиями для адресатов («тест Энгеля»).

Читайте также: Суд признал законным увольнение сотрудника, призванного на воинскую службу

Учитывая, что нормы абз.1 ч.2 ст.265 КЗоТ и ч.2 ст.41 КУоАП распространяются на неопределенный круг лиц, а также предусматривают наказание лица в значительном размере, их можно рассматривать как уголовное преследование в понимании Конвенции, даже учитывая то, что национальное законодательство не определяет их, как уголовное.
Диспозиции абз.1 ч.2 ст.265 КЗоТ и ч.2 ст.41 КУоАП в части определения указанного правонарушения, абсолютно тождественны:
— «фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта)», которые не имеют никакой различия.
— субъекты ответственности, как за абз.1 ч.2 ст.265 КЗоТ, так и по ч.2 ст.41 КУоАП полностью совпадают.
— в обоих случаях в санкциях статьи предусмотрен один и тот же вид взыскания штраф в денежной форме.
Именно штрафной характер ответственности, предусмотренной абз.1 ч.2 ст.265 КЗоТ и ч.2 ст.41 КУоАП, дает основания отождествлять эти нормы, как один вид ответственности, который в соответствии с целями Конвенции считается уголовным.

Апелляционное производство по данному делу пока не начато, однако информация о вступлении в силу данного решения на Едином реестре судебных решений пока также отсутствует.
К слову стоит также отметить, что 25.01.2017 г. в Верховной раде Украины зарегистрирован законопроект № 5177 Проект Закону о внесении именений в некоторые законодательные акты Украины относительно регулирования административной ответственности за нарушения трудового законодательства, которым предлагается в статье 254 Кзота предусмотреть ответственность работодателей в границах санкций, указанных в статье 41 КУоАП.
Второй альтернативный законопроект № 5111-1 от 09.02.2017 р. также предлагает уменьшить размеры штрафов:
— за фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, выплаты заработной платы без начисления и уплаты ЕСВ и налогов предлагается снизить с 30 до 10 МЗП;
— за нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работника — с 3 до 1 МЗП;
— за несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда – с 10 до 3 МЗП.
— за не допуск к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде и занятости населения, по которой соблюдены все определенных законом требований и / или создание препятствий для проведения такой проверки – с 100 минимальных заработных плат до 100 – 300 необлагаемых минимумов доходов граждан.

 

Автор: Анна Батурина, адвокатская компания «Семёнов и партнёры», Одесса